пн вт ср чт пт сб вс
с 900 до 2000
8 (812) 92-92-108
оформить землю
8 (911) 92-92-108
уточнить границы
8 (911) 92-92-108
земельные споры
8 (911) 92-92-108
уточнить границы МО
8 (812) 92-92-108
оформить дачу
8 (911) 92-92-108
задать вопрос
8 (911) 92-92-108
разместить рекламу
8 (812) 92-92-108
назначить встречу
x
Консультируем ежедневно
с 10:00 до 19:00
Пожалуйста, подождите, ваш запрос обрабатывается...

Новые перспективы для фермеров Иркутской области

Поддержка начинающих фермеров

Сегодня сельскохозяйственная отрасль Иркутской области на подъёме. Глава региона Сергей Ерощенко называет весьма показательные цифры:

• в 2014 году был собран рекордный урожай зерновых за последние 20 лет (более 800 тыс. тонн);
• за 3 года производство зерна выросло на 38%;
• Иркутская область – один из двух регионов в СФО, который увеличил производство молока в то время, как в остальных наблюдается спад почти на 10%.

Всё это результаты действующих в области программ поддержки сельхозпроизводителей. К примеру, хорошим подспорьем послужила программа «Начинающий фермер», в рамках которой фермеры получили более 100 грантов на общую сумму свыше 150 млн рублей. В 2015 году в области планируется создать 80 новых фермерских хозяйств. Также в этом году около 17 млн рублей будет выделено на компенсацию затрат по ремонту тракторов  другой сельхозтехники. Компенсация на ремонт сегодня составляет до 90%.

На развитие молочного животноводства запланировано субсидирование части затрат на строительство ферм и приобретение необходимого оборудования. Уже 50 фермерских хозяйств области изъявили желание строить фермы.

По словам губернатора, подобные программы решают вопросы продовольственной безопасности и импортозамещения, то есть на продукцию региональных фермеров есть постоянно растущий спрос.

Невостребованные доли

Новые возможности ведения хозяйства появились не только у начинающих, но и опытных фермеров. Статистика государственных ведомств подтверждает российские реалии: больше половины земель сельхозназначения до сих пор юридически не оформлены, что существенно тормозит развитие всей сельскохозяйственной отрасли. При большом количестве потенциально эффективных земель в области всё еще много неиспользуемой земли, состоящей из невостребованных земельных долей.

К ним относятся:
1) доли, которыми граждане не успели распорядиться в течение 3 лет подряд, то есть не подарили, не продали или не сдали в аренду;
2) доли, о собственнике которых отсутствуют сведения в документах администрации о приватизации этих земель;
3) доли умершего собственника, не оставившего наследников ни по закону, ни по завещанию.

Одной из самых распространенных форм владения или пользования землей у фермеров всегда была аренда. Широко распространена практика, когда фермер работает на паевых землях около сёл и деревень, жители которых имели на руках паи (доли) от разрушившихся ещё в 90-е годы колхозов.

Не все обладатели паев могли или желали работать на земле, а потому многие из них так и не воспользовались правом выделить пай и оформить свой участок в собственность через землеустроительную компанию. Время на месте не стоит. Люди уезжали из деревень или умирали, не успев оформить свои доли. Фермеры, желающие обрабатывать эти земли, зачастую не имели возможности перекупить паи у собственников, поэтому работали фактически на незаконных основаниях.

На сегодняшний день многие фермеры «арендуют» фактически не оформленные паевые земли, расплачиваясь зерном с пайщиками и «договариваясь» с администрацией. Ни одна из сторон реально собственником используемых земель не является: собственники паёв не хотят оформлять земли из-за дороговизны услуг по межеванию (землеустроительная компания, как правило, не соглашается ехать в район для межевания одного пая менее чем за 15-20 тысяч рублей), фермеры не хотят выкупать паи у собственников по тем ценам, которые ими предлагаются, или (в большинстве случаев) не могут выкупить паи, поскольку собственники умерли или уехали из деревни.

Сегодня невостребованные доли превратились в невостребованные земли, многие из которых сейчас просто не используются, что приводит к потере значительного количества сельскохозяйственной продукции. Не имеющие чётких границ неоформленные земли также тормозят развитие сельских территорий, так как муниципалитеты недополучают налоги или арендную плату.

В настоящее время органы местного самоуправления обращаются в суд для передачи в муниципальную собственность невостребованных земельных долей. После признания права собственности на земельные доли муниципалитеты вправе продать их крестьянским (фермерским) хозяйствам, использующим паевые земли, по фиксированной, но нереально высокой для фермера цене – 15% от кадастровой стоимости. Продажа невостребованных долей – процедура публичная. Администрация обязана в течение месяца со дня приобретения права на долю разместить на различных площадках (СМИ, интернет) соответствующую информацию. Если доли не будут выкуплены фермерами или инвесторами в течение полугода после оформления права собственности администрацией муниципального образования, последняя будет вынуждена самостоятельно оплачивать межевание и постановку на кадастровый учёт земельных участков в счёт отсуженных долей с целью продажи земли работающим на ней фермерским хозяйствам в собственность или аренду. Естественно, денег на самостоятельное проведение межевания в бюджетах муниципальных образований нет.

Есть другой способ перевести невостребованные доли в собственность местных поселений – попросту убедить владельцев этих земель добровольно от них отказаться. Здесь главным аргументом может стать увеличение налогового бремени и высокие расходы собственника доли на оформление земельных участков в счёт долей в собственность.

А что же фермеры? Сегодня многие фермеры желают оформить свои земельные участки в собственность. Во-первых, потому что поправки в Земельный кодекс, которые вступят в силу с 01.03.2015 г., дали администрациям возможность через суд изымать неоформленные паи и самостоятельно распоряжаться ими. Во-вторых, государственная политика на сегодняшний день такова, что только те крестьянские (фермерские) хозяйства, которые оформили используемые ими земли в собственность, могут рассчитывать на получение столь необходимых для развития субсидий из федерального бюджета.

Кстати, постановление Правительства Иркутской области от 5 мая 2012 года № 229-пп гарантирует субсидии в размере 1000 рублей за 1 гектар оформленных в собственность земель, но не более фактически произведённых затрат. В случае если проведение кадастровых работ при оформлении в собственность используемого получателем земельного участка осуществлялось до 3 октября 2012 г., субсидия предоставляется получателю в полном объёме подтверждённых затрат.

Без финансовых затрат сегодня землю не оформить. Конечно, согласно закона Иркутской области от 12 марта 2009 года № 8-оз, крестьянское (фермерское) хозяйство может бесплатно получить в собственность земельный участок площадью 50 гектаров из фонда перераспределения в случае, если этим участком фермер владеет или пользуется не менее 5 лет подряд при наличии договора аренды. Однако такая площадь слишком мала для ведения хозяйства: фермерам нужны тысячи гектаров земли! Кроме этого, на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность арендные платежи должны быть выплачены добровольно и в полном объёме.

Бывают случаи, когда одного желания фермера оформить землю недостаточно. Иногда им приходится иметь дело с пайщиками, которые начинают необоснованно завышать цену на земельные доли, так как понимают, что для узаконения используемых фермером земель он так или иначе должен выкупить у пайщиков земельные доли.

К итогу

Все описанные здесь меры, по мнению министра сельского хозяйства Иркутской области, Ирина Бондаренко, направлены на вовлечение в оборот новых земель, что положительно скажется на всех участниках сельскохозяйственной отрасли. Бюджеты увеличат свои доходы за счёт налогообложения новых земельных участков, показатели занятости населения пойдут вверх, количество сельхозпродукции увеличится, а значит, возрастут и доходы фермеров-собственников. Позиция министра однозначна: развитие отрасли невозможно до тех пор, пока фермеры не получат свои земли в собственность. Такая позиция радует, ведь эффективность работы по оформлению земельных долей напрямую зависит от активности и инициативы местных властей.


По материалам законодательных текстов и СИА


Земельные ресурсы © 2013-2024 ООО "Источник и ресурсы" (Source&Resources LLC.)
Данный сайт носит информационный характер и не является публичной офертой